Использование информационных ресурсов в системе подготовки учащихся к ОГЭ по литературе: успешные практики, нестандартный подход
Плотникова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Средней школы № 35 г.Каменска-Уральского, в.к.к.
В течение последних лет учащиеся школы №35 успешно сдают экзамен по литературе в 9, 11 классах, поэтому хотелось бы поделиться той системой работы, которая прошла испытания временем и успешно используется при подготовке к экзамену по литературе.
Экзамен по литературе – одна из острейших образовательных тем сегодня. Экзамен по литературе нужен тем выпускникам, которые планируют поступать на специальности, связанные с лингвистикой и филологией, а также журналистикой и другими творческими специальностями. Как правило, этот предмет выбирают менее 10 процентов школьников. По праву, ОГЭ/ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения, можно сказать, начиная с пятого класса, но и их содержание, основной смысл прочитанного и, конечно же, образы главных героев произведений. Чтобы иметь право поступать в вуз результатам ЕГЭ по литературе, нужно набрать достаточно высокие баллы.
Подготовку к любому экзамену тем более к такому специфическому, творческому экзамену, нужно вести планомерно, начиная с 5 класса, соблюдая принцип рациональности и доступности. Сразу скажу, что экзамен этот творческий, требует обладания большим словарным запасом и умения логично и ясно формулировать свои мысли. Хорошо сдать его способен ученик, отлично владеющий навыками рассуждения и грамотной речи.
В соответствии с этим, подготовка к экзамену по столь сложной дисциплине нужно осуществлять принципиально иным образом, задействуя для подготовки (помимо традиционной системы) все современные образовательные средства и ресурсы.
Несмотря на сложность экзамена по литературе, ежегодно в нашей школе его выбирают для сдачи и в 9, и в 11 классе. Средний балл ОГЭ по литературе в нашей школе - 4,5; ЕГЭ: максимальный балл – 90. Такая популярность этого предмета связана с той системой преподавания литературы, которая успешно применяется как мной, так и другими учителями-словесниками нашей школы. Подготовка ведётся в 3 направлениях: 1) на уроках литературы;2) в рамках консультаций, проводимых в разноуровневых группах после уроков (с применением ИКТ) ;3) в рамках внеурочной деятельности (мероприятия). Подробнее остановлюсь на первых двух направлениях.
Подготовка в рамках урока. Школа 35 работает по программе под ред. Меркина. Хотелось бы отметить, что в учебниках литературы (5-8 кл.) Г.С. Меркина усилен сопоставительный аспект. Кроме того, готовясь к выступлению я подобрала ряд примеров заданий учебника, чтобы показать сходство с экзаменационными заданиями. Модели оценивания работ по литературе. В этом году я занялась разработкой критериальной системы оценивания работ разного вида – от устных ответов до письменных, считаю целесообразным сблизить оценивание работ по литературе с оцениванием экзаменационных работ.
Подготовка в рамках консультаций в разноуровневых группах даёт возможность практически индивидуального подхода к учащимся, т.к. в составе группы 1-2 человека. Кроме того, такая подготовка позволяет использовать информационные ресурсы в более полном объёме, чем, например, при работе в классе на уроке. Подробнее остановлюсь на этом.
Современное общество активно включилось в процесс, называемый информатизацией. Информационные технологии внедряются во все сферы жизни, в том числе образовательную.
Одним из важнейших направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
Основная образовательная ценность информационных ресурсов в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, доступными и учителю, и ученику. В отличие от обычных средств образования информационные технологии позволяют не только «насытить» обучающегося большим количеством теоретической информации, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными видами и источниками информации.
Как учитель литературы я уделяю большое внимание повышению мотивации к чтению всех своих учеников, потому что учащиеся, сдающие экзамен по литературе, уже, как правило, являются «читающими» детьми. Этот процесс должен быть ненавязчивым и интересным, увлекательным для школьников. Стараюсь использовать для достижения цели разнообразные электронные ресурсы, руководствуясь принципом рациональности: от мультимедиа технологий до социальных сетей. Современные подростки живут в век новейших технологий, и в век цифровых возможностей книга становится все менее популярной в подростковой среде. Необходимо менять формы и способы взаимодействия с учащимися для того, чтобы сделать процесс подготовки к экзамену не только эффективным, но и интересным для учащихся.
Использование ИКТ предполагает достаточно высокий уровень общей коммуникативной культуры учителя и учеников. За последние несколько лет я приобрела серьёзный опыт организации информационного взаимодействия: освоила культуру получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования, передачи и интеграции различного рода информации.
Мультимедийная презентация. Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность. Мультимедийная презентация доносит любую необходимую информацию до учащихся в интересной, современной форме: яркий видеоряд, авторское чтение, «кликабельные» ссылки, наложение звука и видео. У учащихся постепенно проявляется интерес к самостоятельному созданию презентаций Power Point по любимой книге или волнующему их нравственному понятию. Полученные материалы активно используются на уроках литературы и классных часах. В течение нескольких лет совместно с учащимися мы создавали Банк электронных ресурсов по школьному курсу «Литература», включающий в себя презентации о биографиях известнейших авторов русской и зарубежной литературы и их произведениях. Банк постоянно пополняется как моими презентациями, так и презентациями, созданными учащимися.
Аннотированный электронный каталог современных произведений для подростков. Каталог помимо электронной версии, созданной в Microsoft Word, имеет и бумажный вариант, постоянно пополняется. Созданный совместно с ученицей каталог был представлен на городской НПК 2 года назад в социокультурной секции (результат - 1 место, а на Областной НПК девочка заняла достойное 4 место). Каталог содержит 17 произведений отечественной и зарубежной современной литературы, представляющих собой высокую эстетическую ценность, с аннотациями и отзывами учеников. В каталоге 2 раздела (отечественная литература и зарубежная литература), все произведения классифицированы по жанрам. Данный каталог был распространен в городском педагогическом сообществе учителей-словесников.
Буктрейлер. Небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема «сначала книга, потом кино» начинает работу в обратном направлении». Результат представления буктрейлеров на уроках литературы свидетельствует о том, что видеоконтент побеждает другие средства подачи информации. Вновь создаваемые буктрейлеры пополняют коллекцию в Банке электронных ресурсов. Можно создавать буктрейлеры по заданной тематике (например, «Тема природы в стихотворениях русских поэтов 2 половины 19 века»), что позволит сделать процесс подготовки к экзамену по литературе более эффективным в плане временных затрат на повторение материала кодификатора.
Социальные сети. То, что подростки несколько часов в день проводят в социальных сетях, стало фактом. Моя задача как учителя сделать так, чтобы и в социальных сетях подростки могли почерпнуть информацию, которая будет полезной при подготовке к итоговой аттестации. В одной из популярных в подростковой среде социальной сети мной создана группа 11 А класса, в которой состоят все учащиеся моего класса. На стене данной группы я размещаю информационные посты, связанные с экзаменом по литературе, теоретические статьи, подборки материалов по теории литературы. В статистике просмотров я могу отслеживать «популярность» записей, по «лайкам» понимаю, какая информация была наиболее актуальной, а комментарии ребят дают возможность обсудить и проанализировать интересные и волнующие их моменты (интерактивность).
Современные приложения. Для подготовки к экзамену по литературе есть несколько приложений, которые оказывают бесценную помощь в овладении материалом, помогают быстро восстановить в памяти забытый материал, повторить усвоенное. «Живые страницы» – это приложение для мобильных устройств на платформе Android, которое позволяет по-новому взглянуть на лучшие произведения русской литературы. Интерактивные элементы и новые сценарии навигации полностью меняют представление учащихся о чтении. Приложение помогает глубже погрузиться в сюжеты литературных произведений, отследить пересечения судеб главных героев книг и почувствовать дух эпохи, в которой они жили. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» наряду с текстом книги, в приложении можно изучить связанные с романом исторические факты, географические данные и временную шкалу, на которой разворачиваются события романа. Историки — эксперты «Живых страниц» — собрали информацию об уголовных и административных делах, которые изучал Достоевский, работая над романом. Определены точные даты ключевых событий романа, а действия главных героев прослежены с точностью до дня («27 августа», «5 ноября») и часа («третий час пополудни», «восемь часов вечера»). Воссоздана карта Петербурга, позволяющая узнать, на какой улице и в каком доме происходят события романа, а также увидеть научное обоснование выбора местоположения.
Работа в системе «Статград». Система «Статград» — это система дистанционной подготовки к ЕГЭ и ГИА, проводимая Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования. В течение года школа получает диагностические и тренировочные работы по литературе. Работа в системе позволяет проводить как текущий тематический/итоговый контроль, так и проводить мониторинг сформированности знаний и практических учений учащихся, отслеживая результаты по каждому типу заданий.
Сайты «Решу ЕГЭ. Литература», ФИПИ, Захарьина.ру – универсальные помощники любого учителя в плане подготовки к ЕГЭ по литературе (можно сформировать собственные варианты экзаменационных работ с учетом потребностей учащихся, сгенерировать тест с любым количеством вопросов, выбрать определенный период русской литературы, необходимый для повторения). Система «Решу ЕГЭ» позволяет вести журнал достижений учащихся.