Отчет о деятельности методического объединения учителей русского языка и литературы в период 2020 – 2021 уч.года
Тема: «Смысловое чтение как универсальное учебное действие и средство формирования компетентности обучающихся»
Цель: повышение качества образовательного процесса через применение современных подходов к формированию навыка смыслового чтения в образовательной деятельности.
Задачи:
1.Совершенствовать профессиональное мастерство учителей в ходе изучения теоретических основ технологии смыслового чтения.
2.Формировать у учащихся умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров.
3.Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся с целью повышения качества знаний через использование методов и приёмов смыслового чтения.
Направления работы ШМО:
- координация методической работы;
- организация работы с детьми, имеющими разные образовательные потребности;
- сотрудничество с учебными заведениями, учреждениями культуры района, города;
- диагностика образовательного результата.
Состав: Берсенева Наталья Анатольевна, высшая категория, учитель русского языка и литературы,
стаж 13 лет
Ганьшина Люсиена Михайловна, высшая категория, учитель русского языка и литературы,
стаж 23 года
Плотникова Анна Николаевна, высшая категория, учитель русского языка и литературы,
стаж 16 лет
Карпова Зульфира Ильгамовна, первая категория, учитель русского языка и литературы,
стаж 22 года
Руководитель ШМО: Берсенева Н.А. (конт.тел. 89028738767, e-mail: bersenatan@mail.ru)
Методическая работа
-
Методический совет «Планирование работы МС на 2020 – 2021 уч.г.»; «Итоги методической работы МО за 2019 — 2020 уч.г..»
-
Утверждение плана работы МО на 2020 – 2021 уч.г.
-
Составление, корректировка, согласование рабочих программ по русскому языку, родному языку (русскому), литературе, родной литературе (русской), программ для детей с ОВЗ, элективам «Современный русский язык. Трудные вопросы грамматики» (10 класс), «Современная русская литература конца 20 - начала 21 века», «Современный русский язык. Создание текста» (11 класс), «Деловой русский язык» (11 класс), программы платных дополнительных образовательных услуг «Технология работы с КИМ по русскому языку (9 класс)».
-
Рассмотрение документации преподавателей.
-
Работа над нормативно-правовыми документами.
-
Подготовка к государственной аттестации выпускников:
-
Ознакомление с нормативно-правовой базой ГИА;
-
Проведение МС «Утверждение плана мероприятий и проведение итоговой аттестации, мониторинга подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку».
-
Итоги ГИА-9, ГИА-11 в 2019– 2020 уч.г.
-
Круглый стол «Преемственность в преподавании русского языка в начальной школе и среднем звене».
-
Обсуждение плана работы по подготовке учащихся к предметным олимпиадам.
-
Обсуждение плана проведения НПК, предлагаемых работ.
-
Участие в Педагогических советах.
-
Знакомство учителей с программами наблюдения открытых учебных занятий.
Организация работы с одаренными детьми, учащимися, имеющими высокую мотивацию к обучению
Плотникова Анна Николаевна
Всероссийский конкурс сочинений -2020 (муниципальный этап) |
Томилина Любовь Владимировна, 9 «А», победитель |
Городской конкурс чтецов «Поэзии чудесные страницы» |
Муравьева Карина Сергеевна, 8 «А», победитель |
Городской конкурс чтецов «Красная ромашка» |
Муравьева Карина Сергеевна, 8 «А», участие |
«Будь на волне – читай! 3 сезон»: конкурс видео-чтецов (ЦГБ им.Пушкина) |
Томилина Любовь Владимировна, 9 «А», участие |
Муниципальный тур олимпиады по русскому языку |
Шевчик Анна Романовна, 11 класс – победитель Тарасенко Ольга Анатольевна, 8А - призер Калыева Анна Сергеевна, 8А - призер |
Муниципальный тур олимпиады по литературе |
Томилина Любовь Владимировна, 9А - победитель Абрамов Григорий Андреевич, 11А - призер Полуяхтова Анна Юрьевна, 8А - призер Харенко Денис Дмитриевич, 9А – призер |
Школьный этап городской научно-практической конференции (филологическая секция) |
Проект «Методические материалы для написания итогового сочинения в 11 классе», Шевчик Анна Романовна, 11А класс Проект «РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПОЛИТИКА Алексея Анатольевича Навального», Сизинцева Дарья Дмитриевна, 11А Проект «Ошибки вокруг нас», Соколова Анастасия Александровна, 11А |
Театральные уроки (совместно с Театром Драмы №3) (посещение спектаклей с обсуждением) |
Учащиеся 5Б, 8А, 11 классов в течение года |
Ганьшина Люсиена Михайловна
Школьные предметные олимпиады (13 октября 2020, литература) |
Судакова Кристина Игоревна, 7Б, участие Табунова Анастасия Александровна, 7Б, участие Палубнев Иван Евгеньевич, 8Б, участие Шляпникова Дарья Александровна, 8Б, участие Семенихина Алена Александровна, 9В, участие Фазылова Олеся Раиловна, 9В, участие |
Школьные предметные олимпиады (19 октября 2020, русский язык) |
Судакова Кристина Игоревна, 7Б, участие Палубнев Иван Евгеньевич, 8Б, участие Шляпникова Дарья Александровна, 8Б, участие Семенихина Алена Александровна, 9В, участие Фазылова Олеся Раиловна, 9В, участие Ганьшин Григорий Игоревич, 7Б, участие |
Городской конкурс чтецов классической литературы «Лит-Арт-Парад» |
Гордиевских Анна Андреевна, 8Б, участие
|
Городской конкурс чтецов, посвященный Великой Отечественной войне «Красная ромашка» |
Гордиевских Анна Андреевна, 8Б, участие
|
Берсенева Наталья Анатольевна
Экскурсия в г.Невьянск (Наклонная башня, гончарная мастерская), 18.10.2020 |
Учащиеся 5 «А» |
Всероссийская олимпиада школьников по литературе (школьный этап) |
Чванова Софья Максимовна,9Б, призер Попова Валерия Максимовна,9Б,участие Топоров Николай Валерьевич, 10А,участие Томилова Алина Константиновна,10А, призер |
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) |
Чванова Софья Максимовна,9Б, призер Топоров Николай Валерьевич, 10А, участие Томилова Алина Константиновна,10А, участие |
Городской конкурс сочинений «Книга лета – 2020» (библиотека №12) |
Попова Валерия Максимовна, 9Б, 3 место |
Всероссийский конкурс сочинений (школьный, муниципальный период) |
Томилова Алина Константиновна,10А, 4 место |
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (муниципальный этап) |
Чванова Софья Максимовна,9Б, участие |
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку муниципальный этап) |
Чванова Софья Максимовна,9Б, призер Томилова Алина Константиновна, 10А, участие |
«Будь на волне – читай – 3 сезон»: конкурс видео-чтецов |
Кочарина Елена Владиславовна, 6А, участие |
Городской конкурс чтецов «Красная ромашка» |
Кочарина Елена Владиславовна, 6А,участие Безбородов Даниил Евгеньевич,6А, участие Гречин Семен Евгеньевич, 6А,участие |
Школьный этап городской научно-практической конференции (филологическая секция) |
Проект «Путешествие по грибоедовским местам», Попова Валерия Максимовна,9Б Проект ««Бедная Адель, или Разорванное сердце Лизы»: сопоставительный анализ художественных произведений, Томилова Алина Константиновна,10А |
Театральные уроки (совместно с Театром Драмы №3) (посещение спектаклей с обсуждением) |
Учащиеся 5а, 6б, 8в, 10 классов в течение года |
Открытый урок литературы «Сороковые, роковые…» (музыкально-литературная композиция, посвященная 76 годовщине Победы в ВОВ) |
Учащиеся 6Б |
Выступление на пленарном заседании школьного этапы НПК |
Учащиеся 6Б |
Методическое обеспечение совершенствования педагогического мастерства, развития педагогического творчества
1. Участие в работе ГМО учителей русского языка и литературы (2020– 2021 уч. год)
|
Мероприятие |
|
Ноябрь 2020 |
Экспертная комиссия по проверке работ муниципального тура олимпиады по литературе, русскому языку |
Члены городских предметных комиссий Берсенева Н.А. Ганьшина Л.М. Плотникова А.Н. |
10.11.2019 ЦДО |
Тематическая консультация «Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)» |
Карпова З.И. |
12.03.2021 СОШ№3 |
Методический семинар Татьяны Сергеевны Крахмальник «Сопоставление как один из способов развития мышления (из опыта преподавания литературы)» |
Карпова З.И. |
26.03.21 ЦДО |
Круглый стол по обучению учащихся с ОВЗ |
Карпова З.И. |
26.02.21 ЦДО 13.03.21 «Аксиома» |
Экспертиза проектов (русский язык и литература) (заочный тур НПК) Защита проектов на секциях «Русский язык», «Литература» (очный тур НПК) |
Плотникова А.Н. (член городского жюри) |
05.02.21 ЦДО |
Тематическая консультация «Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)» |
Берсенева Н.А. |
10.04.2021 СКЦ |
Участие в проверке «Тотального диктанта- 2021» |
Карпова З.И. |
12.02.21 ЦДО |
Практический семинар «Изменения в перспективной модели измерительных материалов для ЕГЭ по русскому языку в 2021-2022 учебном году» |
Берсенева Н.А. |
23.04.21 ЦДО |
Практический семинар «Преемственность в работе по формированию читательской грамотности на 1и 2 ступени обучения» (для учителей 5-х классов и начальной школы) |
Берсенева Н.А. Карпова З.И. |
с 18.05.21 по 31.05.21 |
Проверка экзаменационных работ ГИА по русскому языку, литературе (контрольная работа в формате ОГЭ) |
Эксперты ТП ПК (Берсенева Н.А., Плотникова А.Н.), Ганьшина Л.М. |
В течение года |
Экспертная работа в комиссии по проверке Итогового сочинения -11 (русский язык), ВПР-5,6,7,8 (русский язык), Итоговое собеседование -2021 |
Берсенева Н.А. Ганьшина Л.М. Карпова З.И. Плотникова А.Н. |
Апрель 2021 |
Проведение и проверка ВПР по английскому языку (7,8 кл.) |
Байгашкарова Е.А. |
Май 2021 |
Проведение и проверка контрольной работы в формате ОГЭ по английскому языку (9 класс) |
Байгашкарова Е.А. |
До 20.05.2021 г. |
Защита проекта «Анализ работы ШМО за 2020-2021 уч. год. Совершенствование преподавания русского языка и литературы» |
Берсенева Н.А. |
2. Заседание ШМО с обсуждением теоретических вопросов:
«Методические вопросы в подготовке к ОГЭ по русскому языку в новом формате»;
«Составление программ для детей с ОВЗ»
3. Участие в видеоконференциях, вебинарах
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ с международным участием «РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ» |
28-29 апреля 2021, ИРО, г.Екатеринбург Плотникова А.Н. |
Региональная педагогическая конференция для учителей и библиотекарей Свердловской области
|
13 ноября 2020, ИРО, г.Екатеринбург Плотникова А.Н. |
4. Повышение профессионального мастерства через онлайн-формы (вебинары, видеолекции, онлайн-семинары)
Ганьшина Л.М. |
Областной онлайн-семинар «Итоги аттестации по русскому языку и литературе: результаты и перспективы». (Юшкова Н.А., Долинина Т.А.) |
Всероссийский вебинар на тему: «ОГЭ по русскому языку: система эффективной подготовки, Нарушевич Андрей Георгиевич» (Дистанционный вебинар «Центра независимой оценки качества образования и образовательного аудита «Легион») | |
Вебинар на тему: «Сочинение на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году. Планируемые изменения»(«Просвещение») | |
Карпова З.И. |
Вебинар "Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики; опыт субъектов РФ; использование результатов анализа итогового сочинения", ФГБНУ "ФИПИ" Региональная педагогическая конференция "Обеспечение методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения", ФГБНУ "ФИПИ" Вебинар "Родные просторы языка и литературы. Современный урок", Просвещение-РП Урал Вебинар по родной русской литературе, Просвещение-РП Урал Диагностика профессиональных дефицитов ege.midural.ru, раздел "Региональные мониторинги" |
Берсенева Н.А. |
Областное августовское педагогическое совещание работников образования Свердловской области в 2020 году, Онлайн-площадка Министерства образования СО
«Итоги аттестации по русскому языку и литературе: результаты и перспективы», онлайн-семинар ИРО, Долинина Т.А., Юшкова Н.А. "Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики; опыт субъектов РФ; использование результатовтов анализа ИС", Онлайн-семинар ФГБНУ «ФИПИ» при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«Сочинение на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году. Планируемые изменения", Вебинар Нарушевич А.Г. (изд. «Просвещение») |
Плотникова А.Н. |
Вебинар председателя региональной предметной комиссии по литературе ЕГЭ Долининой Т.А. "О подготовке к итоговому сочинению (изложению) текущего года учеников 11-х классов" |
5. Сотрудничество с УО города и учреждениями культуры, издательствами, участие в проектах
· Сотрудничество с ассоциацией «Инновационная школа» (издательством «Русское слово») (г.Москва) по направлению технологии коучинга в современном образовании (Берсенева Н.А.).
· Сотрудничество с Театром Драмы №3 (проект «Театральная среда», Берсенева Н.А.).
6. Экспертная работа учителей ШМО
· Плотникова А.Н. – член предметной подкомиссии ГЭК (русский язык, литература), член проверочной комиссии итогового сочинения в 11 классе, эксперт проверки олимпиадных заданий по русскому языку, член городской комиссии по проверке проектов городской НПК, член экспертного жюри городского конкурса «#LikeBook», эксперт по оцениванию итогового собеседования, эксперт ВПР по русскому языку в 5-8 классах, эксперт по проверке работ Всероссийского конкурса сочинений (муниципальный уровень).
· Берсенева Н.А. – член предметной подкомиссии ГЭК (русский язык, литература), член проверочной комиссии итогового сочинения в 11 классе, член городской комиссии по проверке проектов городской НПК, член экспертного жюри городского конкурса «#LikeBook», эксперт проверки олимпиадных заданий по литературе, эксперт по оцениванию итогового собеседования, эксперт ВПР по русскому языку в 5-8 классах, эксперт по проверке работ Всероссийского конкурса сочинений (муниципальный уровень).
· Ганьшина Л.М. - член проверочной комиссии итогового сочинения в 11 классе, эксперт проверки олимпиадных заданий по русскому языку, эксперт по оцениванию итогового собеседования, эксперт ВПР по русскому языку в 5-8 классах.
· Карпова З.И. - член проверочной комиссии итогового сочинения в 11 классе, эксперт по оцениванию итогового собеседования, эксперт ВПР по русскому языку в 5-7 классах.
Вывод: деятельность учителей ШМО в непростых условиях 2020-2021 учебного года следует признать качественной, нацеленной на высокий результат, поставленные задачи выполнены. Рекомендуется учителям ШМО активнее привлекать учащихся к участию в творческих конкурсах. Некоторым членам ШМО следует активнее включиться в методическую работу.
03.06.2021 г.
Подготовила Берсенева Н.А., учитель русского языка и литературы высшей кв.категории, руководитель ШМО учителей филологического цикла.