О работе секции учителей русского языка и литературы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 35» города Каменска-Уральского
Берсенева Н.А., руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 35» города Каменска-Уральского
Какой он - современный учитель? Какие качества нужны ему прежде всего? На что необходимо ориентироваться в первую очередь при анализе работы? Какие наиболее эффективные методы, приёмы и формы работы использовать в обучении русскому языку и литературе, чтобы соответствовать современным образовательным запросам общества и обеспечить эффективный результат освоения образовательных программ выпускником школы? Эти и другие вопросы ставит перед собой каждый учитель-словесник. Эти вопросы волнуют и нас, учителей русского языка и литературы Средней школы № 35.
Постоянный состав словесников Средней школы № 35 города Каменска-Уральского — Берсенева Наталья Анатольевна, Плотникова Анна Николаевна и Ганьшина Люсиена Михайловна. Это слаженный коллектив профессионалов, учителей высшей категории, объединенных общей идеей: быть для учеников проводниками в мире слова, не просто вести ребят по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мира русской речи, формировать душу ребёнка, чуткую к доброте и красоте. Школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы нашей школы работает над темой «Смысловое чтение как универсальное учебное действие и средство формирования компетентности обучающихся». Целью работы педагогов является повышение качества образовательного процесса через применение современных подходов к формированию навыка смыслового чтения в образовательной деятельности. Методическая тема объединения обусловлена образовательными условиями современного учебного процесса. Чтобы достичь поставленной цели, мы определили поэтапные задачи.
Прежде всего это совершенствование профессионального мастерства учителей в ходе изучения теоретических основ технологии смыслового чтения. С 2016 года под руководством методиста Центра дополнительного образования Усовой Ирины Васильевны на базе Средней школы № 35 работает городская площадка по консультированию и обмену успешными практиками для учителей русского языка и литературы города Каменска-Уральского. Удобным форматом работы стали городские семинары для учителей-словесников (коуч-сессия «Научи меня читать: технологии продуктивного чтения» в рамках городского конкурса методических служб общеобразовательных учреждений города, творческий отчет ШМО «Технологии продуктивного чтения», городской семинар для учителей русского языка и литературы «Технологии продуктивного чтения: вопрос преемственности в контексте ФГОС», открытое мероприятие для городского педагогического сообщества учителей-словесников «Опыт и практики подготовки к ОГЭ по литературе») и городские открытые уроки (урок по литературе в 8 классе по книге Тода Штрассера «Волна» и Б.Васильева «А завтра была война…», «Урок-практикум по смысловому чтению при подготовке к заданию 27 ЕГЭ» (Берсенева Н.А.), «Подготовка к написанию сочинения ОГЭ 15.2» (Плотникова А.Н.) в цикле «Технологии продуктивного чтения в процессе подготовки к ОГЭ, ЕГЭ».
Грамотно планируя учебное занятие, понимая, что каждый урок русского языка - сложная, целостная, динамическая система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов содержания учебного материала, организации учебной работы[1], учителя грамотно управляют учебно-познавательной деятельностью школьников, развивают их творческие способности, формируют предметные и метапредметные учебные действия, систему знаний.
Большое внимание в Средней школе № 35 уделяется системной курсовой подготовке и экспертной работе в оценивании олимпиадных работ, проектов НПК, итогового сочинения, итогового собеседования, ОГЭ. Обеспечить высокий результат обученности школьников может только такой учитель, который владеет и предметом, и тонкостями критериального подхода в оценивании результата.
О качестве образования - приоритетном направлении в деятельности современной школы — судят прежде всего по результатам обязательной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. Школьное методическое объединение учителей-словесников нашей школы проводит большую работу в рамках подготовки ко всем независимым оценочным процедурам. Выпускники Средней школы № 35 стабильно показывают высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, за которыми стоит ежедневный, кропотливый, рутинный труд педагогов, обучающихся и их родителей. В течение многих лет в выпускных классах сложилась своя система работы. Один из принципов — непрерывность взаимодействия: учитель отвечает за подготовку учащихся с 5 по 9 класс. Уверенность в педагоге, его авторитет, знания, методическая грамотность помогают ученику преодолеть психологический страх перед экзаменом, быть к нему готовым. Востребованы у учителей нашей школы и диагностические работы системы «Статград», формы и методы проведения которых максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках школы. Большое внимание уделяется обучению учащихся работе по заполнению бланков. Проведение таких работ позволяет учителю-предметнику вести мониторинг, анализировать результаты учащихся и вырабатывать стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала. Такой анализ позволяет учителю выявить пробелы в знаниях и организовать индивидуальную работу над ошибками на консультациях, организованных для обучающихся школы в дополнительное внеурочное время. Эти занятия являются обязательными для учеников, организуются в малых группах, все занятия для обучающихся в нашей школе проводятся бесплатно. Такая форма подготовки доказала свою эффективность стопроцентной успеваемостью.
В выпускных классах учителями активно используются дополнительные материалы сайта ФИПИ (Открытый банк заданий), сборника И.П.Цыбулько. Привычными стали интерактивные формы взаимодействия с учениками на платформах «Решу ОГЭ/ЕГЭ», «Дневник.ру».
Обязательна в нашем коллективе и совместная, слаженная работа предметника и классного руководителя, который отвечает за работу с родителями обучающихся: в плане подготовки к государственной итоговой аттестации предусмотрено проведение тематических родительских собраний (как общешкольных, так и в отдельных классах) с участием администрации школы, учителей-предметников и школьного педагога-психолога. Обязательно ознакомление родителей с результатами диагностических работ. Особое внимание – к учащимся «группы риска» и их родителям, а также к одарённым детям и обучающимся, претендующим на получение медали «За особые успехи в учении».
Среди приемов хорошо зарекомендовала себя работа с готовыми вариантами экзаменационных работ, в которой ученик выступает в роли эксперта. Именно тогда возникает понимание того, как правильно писать и на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на требования, которые к нему предъявляются.
Совершенно очевидно, что за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно, это результат длительный и кропотливый. И нельзя всю работу строить исключительно только на подготовке к экзаменам, забывая, что конечный результат — развитая, конкурентноспособная, умеющая критически мыслить и оценивать ЛИЧНОСТЬ, поэтому от нас, учителей словесников, зависит очень многое. Нам важно, чтобы наши выпускники знали и любили свою малую родину, читали и ценили замечательных русских классиков, были грамотными и успешными. Такими мы хотим видеть выпускников Средней школы № 35.
Подводя итог, хочется отметить, что современный учитель – это учитель, который не просто знает и любит свой предмет, но это учитель, который передаёт свою любовь и знания своим ученикам, это учитель, который верит в своих учеников, а ученики верят своему УЧИТЕЛЮ!
[1] Плотникова А.Н., Берсенева Н.А. Эффективность и продуктивность современного урока русского языка как условие повышения качества образования http://obr-ku.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=270&Itemid=53